Абстракционизм в искусстве, как идея, появился в самом началк ХХ века, и является неотъемлемой составной частью практически любого направления модернистских течений. Фотография к этому моменту стала полноправным участником всех арт-процессов и все новаторские идеи, так или иначе, получали свое отражение в относительно молодом виде искусства.
Если не вдаваться в подробности, то с какого-то момента художники стали задавать себе вопрос об актуальности реалистичного изображения окружающей реальности. Изобразить предмет, максимально приближенно к состоянию «как настоящий» — вопрос ремесла. Но художник, это нечто большее, чем ремесленник. И его задача рассказать не столько о том, как выглядит предмет, сколько о том, какие впечатления и эмоции возникают при его созерцании.
Уильям Тёрнер. Восход с морскими чудовищами. 1845
Поль Сезанн Дом и дерево. 1874
Клод Моне. Здание парламента в Лондоне, 1904
Первые серьезные подвижки в этом направлении мы наблюдаем у импрессионистов, а чуть ранее у Уильяма Тёрнера, которого считают предтечей этого направления. В изображении более актуальными становятся формальные стороны, цвет, композиция и пр. Так начался путь от главенства содержания к абсолютному господству формы. Логическим завершением этого пути является картина, где главным объектом изображения становится нечто нематериальное, субъективное и абсолютно абстрактное — чувства, эмоции, ощущения. Пионеры абстракционизма часто искали вдохновение в музыке, которая оперирует теми же категориями и при этом никак не выглядит. Музыка абсолютно нематериальна, а значит, абсолютно абстрактна, как явление.
В. Кандинский. Впечатление III. Концерт. 1911
Фотография по своей сути исключительно предметное или нарративное искусство, поскольку в момент съемки перед объективом всегда присутствует фрагмент реальности. На фото всегда изображено что-то. Поэтому, когда речь заходит об абстракционизме в фотографии, я бы говорил о смещении акцентов, когда предмет есть, но он неактуален или неузнаваем. Если мы посмотрим на работу Пола Странда «Чашка и апельсин» 1916 года, то первое на что обращаешь внимание это удивительная геометрия, которой наполнен кадр. И только потом мы начинаем узнавать конкретные предметы. В абстрактной фотографии предмет чаще всего есть, но ему отведена второстепенная роль. Нас интересует только линия, которую он образует, только цвет, только форма.
Пол Странд, «Чашка и апельсин» 1916
Яромир Функе, Абстракция с тарелками
Франсиско Инфантэ-Арана, 1970-е
Роб Кеннеди, из серии «Автомобильная свалка»
Четко установленных границ между различными жанрами и направлениями на самом деле нет. Есть отдельные изображения, про которые можно точно сказать, реалистичны они или абсолютно абстрактны. Они являются своеобразными полюсами, вокруг которых образуются поля условно абстрактных или условно реалистичных картинок. Давайте представим себе шкалу, где на одном конце будет какой-то абсолютно реалистичный пейзаж, а на другом светограммы Ласло Мохой-Надь. В первом случае композиция имеет второстепенную роль, помогая созерцать красоту природы. Во втором композиция из линий, оставленных движущимися источниками света, это единственное, что есть в изображении. Все остальные фотографии будут равномерно заполнять шкалу нашего «абстрактометра», тяготея к одному из полюсов. Где-то в начале будут работы участников группы F64, Ансела Адамса или Эдварда Уэстона. Рядом будут работы большинства пикториалистов. Чуть ближе к середине разместится основная часть работ Родченко и Игнатовича. От середины и дальше фото Александра Слюсарева и его концепции «метафизической фотографии». Далее работы Эрика Марриана, с его удивительным чувством юмора при съемке обнаженного тела. И так далее, всех не перечислить.
Ансель Адамс Cathedral Peak and Lake
Эдвард Уэстон, Капустный лист. 1931
Александр Родченко. Лестница. 1930
Александр Слюсарев. Из серии «В формате»
Эрик Марриан, серия «Белый квадрат
Ласло Мохой-Надь, Без названтя, 1936-1946
Олег Малов