poznanskiy 08

Маска как символ жизни. Маска как символ смерти. 
Маска, что бы стать невидимым. Маска, что бы стать заметным. 
Маска, что бы выдать себя за кого-то. Маска что бы стать кем-то. 
Маска – вместилище богов и духов. Маска – это наша жизнь.

poznanskiy 01

Маска очень давно присутствует в изобразительном искусстве, еще в те времена, когда все это еще не называлось изобразительным искусством. Маска это не просто предмет или символ, это философская категория, это своеобразный портал, с помощью которого человек пытался выйти за пределы своей личности, за пределы видимого мира в миры богов духов и стихий.

Для европейского искусства начиная с эпох ренессанса, маска – символ лжи, обмана и анонимности. Это то, что позволяет быть там, куда тебя не приглашали и делать то, что не подобает твоему статусу. Это как Юпитер, похищающий Европу в образе быка, ибо Юпитеру не позволено, а быку позволено. В других же культурах маски часто несут в себе мистическую природу. Это способ соединится с силами природы, способ общения с духами и богами, способы борьбы человеческими страхами и слабостями.

В серии своих амбротипов украинский фотограф Сергей Познанский рассказывает еще одну историю о человеке и маске. Точнее множество историй. О мечтах и страхах, о соблазнении и перевоплощении, и еще о многом другом. Эстетика амбротипа, лишенная технической «вылизанности» и многих других преимуществ современной фотографии, в данном случае играет на руку автору. Видимо это как раз тот случай, когда уникальная фотографическая технология не подменяет собой художественную ценность изображения, а наоборот становиться его частью. Эффект старины – эстетический посыл, заставляющий рассматривать высказывание автора вне рамок сиюминутной моды и быстро меняющихся тенденций цифровой эпохи.

poznanskiy 02poznanskiy 03poznanskiy 04

Работы, выполненные на стеклянных пластинах по забытым технологиям, не выглядят современными. Создается впечатление, что модели, позирующие перед огромной старинной камерой, вынужденные оставаться неподвижными в течение достаточно длительного времени, начинают чувствовать себя так же, как их далекие предшественники из 19-го века. Процесс съемок превращается в обряд, позволяющий объективу камеры, словно глазу неведомого божества, внимательно всмотреться в души тех, кто посмел встать перед ним. Происходит невольное перевоплощение и своеобразное путешествие во времени. Герои Познанского примеряют на себя не только маски, обязательный атрибут всех изображений серии, но и манеру поведения из совершенно другой эпохи. Таким образом, в каждом снимке соединяется современность и история, что ставит их как бы вне времени. Конкретные образы сменяются аллегориями. История становиться вечностью.

poznanskiy 05poznanskiy 06poznanskiy 07

В работах Сергея маски несут в себе совершенно разную смысловую нагрузку. Иногда это классическое понимание маски, как способа оставаться инкогнито, а иногда являются символами тотемных животных, силу и качества которых мы хотим позаимствовать. Часто мы видим маску в виде черепа, символа смерти. Но смерть не несет в себе привычного страха, скорее это атрибут мудрости и отрешения от мирской суеты. Посмотреть в глаза смерти совсем не то, что посмотреть на мир ее глазами.

Иногда в качестве маски выступают предметы, маской не являющиеся, например обычный респиратор. И тогда наши мысли невольно обращаются к теме технологического апокалипсиса. И снова разговор заходит о времени, отпущенном человечеству. Время, как философская категория, так или иначе, присутствует практически во всех работах Сергея Познанского, наполненных символами из разных эпох и несущих в себе множество отсылок к известным произведениям старых мастеров.

Олег Малов.

 

e-max.it: your social media marketing partner