Директор школы студии "ФОТОМАСТЕР", одной из старейших фотошкол в Киеве, ответила на вопросы PHOTOEDITOR, касающиеся проблем фотообразования в Украине.

 fotomaster 002

 

?Лена, как организатор и вдохновитель одной из самых первых фотошкол Киева, скажи, как все начиналось и что изменилось в этой сфере за последнее время? 

 Наша фотошкола открылась 12 лет назад. Как только появились доступные цифровые камеры, стало ясно, что будущее уже здесь. Появилось много людей, которые заинтересовались возможностью снимать цифровой камерой. Попробовали и захотели обучаться у того, кто уже это умел.

Процесс постижения науки фотографирования всегда был достаточно кропотливым и состоял из множества физических и химических процессов. Теперь же обучение начинающих фотографов могло быть достаточно эффективным – студенты сразу видели результат на экране своей камеры. И могли исправить ошибки во время съемочного процесса. Все ускорилось и из кружка «фотодело» превратилось в услугу на рынке коммерческого образования.

К тому времени у нас с Алексеем (Алексей Абрамов) был огромный опыт коммерческих съемок, собственная фотостудия, но не было никакой методики преподавания фотографии. Пришлось ее создать.

Всему учились на ходу, на собственных ошибках. У Алексея оказался талант к преподаванию и невероятная харизма, а у меня был опыт систематизации бизнес-процессов, работы в рекламе и маркетинговом агентстве, поэтому мы, кажется, справились с этой задачей и создали очень успешный проект – школу-студию «Фотомастер».

Сейчас в школе преподают 12 мастеров, у каждого из них свой стиль преподавания, свой предмет интереса и свои любимые ученики и последователи. Но у нас нет задачи расширяться, мы стремимся улучшаться. Развиваемся вглубь и всегда стараемся дать нашим студентам и клиентам больше, чем они ожидают.

fotomaster 001

 

?Среди Ваших преподавателей в том числе и люди «старой школы». Не боитесь отстать от времени?

 Наши мэтры Леонид Александрович Левит (преподавал до 2018 г.), Роман Наумович Гинзбург, Василий Нилович Кривенко - непререкаемые авторитеты. Мудрость, огромный жизненный опыт, множество интересных встреч, опыт фотосъемок в любых условиях и в разных ситуация - этого нет у поколения Х, Y, Z. и у их родителей. Мастера уйдут, и вместе с ними уйдет целая эпоха классической фотографии. Поэтому надо успеть услышать их. Студенты всех возрастов прекрасно отзываются о времени, проведенном в их обществе и о полученных знаниях, можете почитать их отзывы на сайте фотошколы.

Я выбираю преподавателей для нашей школы просто - приглашаю самых лучших. Это люди, которые могут и хотят учить других. Поверьте, у них есть, чему научиться. Благодаря им в школе царит атмосфера взаимного уважения и признания непохожести и разности взглядов и мнений. Мы все – представители разных поколений, но прекрасно уживаемся вместе.

fotomaster 008fotomaster 011

 

?Быть хорошим фотографом и хорошим преподавателем - одно и то же?

 За последние 5 лет на рынке появилось слишком много фотографов, многие из «опытных профессионалов» с радостью готовы бы перейти на тренерскую работу, так как коммерческой работы у них стало меньше. Среди них, наверное, есть хорошие специалисты, но очень мало хороших учителей.

 

?Научиться фотографировать легко или нет?

 Научиться фотографировать (обращаться с фототехникой) очень просто. Как и вообще много чему еще научиться – например, рисовать или шить. Но не все умеют учиться.

Возможно, я кого-то разочарую, но волшебной таблетки к сожалению нет – без усилий и огромного количества эффективно потраченного времени, выдающегося результата не будет.

Я считаю, что нельзя стать хорошим фотографом, не имея за плечами какого-то жизненного опыта. Я говорю не о возрасте, а именно об опыте. Столяром или маляром наверное можно, а фотографом – нет. Ведь фотография – это визуальный язык, хороший фотограф всегда рассказывает истории. Как и писатель. Если вам есть, что сказать, но вы не знаете, как выразить свою мысль, это очень обидно, согласитесь.

Кстати, писательских школ тоже сейчас много.

 

?Что сейчас происходит на рынке фотообразования и фотоуслуг?

 В образовании спрос и предложение появились почти одновременно, даже спрос немного опередил предложение. Когда мы открылись 12 лет назад, реклама школе была не нужна, группы были переполнены, запись была на несколько месяцев вперед.

С развитием социальных сетей этот спрос еще вырос. Хороший визуальный контент стал востребован, как никогда, благодаря популярности фейсбука и инстаграма. Он развлекает, обеспечивает внимание аудитории и отлично продает. Это всем понятно.

Умение фотографировать и обрабатывать фотографии стало теперь одним из обязательных базовых полезных навыков всех коммуникаторов – блогеров, журналистов, дизайнеров.

Поэтому в Киеве открылось множество школ и курсов фотографии – «выходного дня», «для мам», «понедельник-среда-пятница», «за 2 часа» и прочих – буквально в каждом дворе есть теперь оборудованная фотостудия, в которой мальчик или девочка с фотоаппаратом готовы сделать вам семейную фотосессию или провести воскресный курс «фото в инстаграм». Некоторые даже уже закрылись.)

С другой стороны - за это время возникло огромное количество он-лайн проектов, видеозаписей мастер-классов, лекций и курсов как отечественных, так и западных фотографов и фотошкол. Youtube – кладезь всего этого.

Агентства стоковой фотографии (микростоки) тоже стимулировали интерес к зарабатыванию денег с помощью фотокамеры. Закончил курсы – снимай и зарабатывай. Вот они очень быстро погубили рынок коммерческих фотоуслуг.

Но, пока мы за этим наблюдали, все снова изменилось. Пик интереса прошел. И начался спад. Продажи фотокамер во всем мире падают, а продажи смартфонов растут. В смартфоне нашлась та знаменитая кнопка «ШЕДЕВР» + несколько популярных фильтров. Смартфон – легкий, он всегда в кармане. Лучшие снимки, как оказалось, делает не фотоаппарат, а человек с головой и руками. И ему для этого не всегда нужна дорогая зеркальная камера. И главное – есть площадка «Инстаграм», где сразу же можно опубликовать свой шедевр и собрать лайки поклонников.

Не секрет, что смартфон позволяет дизайнерам, артдиректорам и многим предпринимателям решать большую часть технических задач и экономить на фотографе.

Творческая фотография тоже постепенно уходит в инстаграм. Все больше конкурсов мобилографии, все больше мобилографов. Фотовыставки известных интсаблогеров теперь собирают больше прессы и поклонников, чем классические. Действительно хорошие фотографии тонут в кучах фотомусора даже в специализированных группах, конкурсах и журналах. Пропала ценность фотографического произведения и автора. А если пропала ценность, упала и стоимость.

И в бытовой фотографии каждый пользователь смартфона - «сам себе фотограф», своему ребенку, своим друзьям. И эти снимки – живые, интересные, настоящие. Лучше многих, так называемых «профессиональных».

В рекламном бизнесе работа фотографа-профессионала не ценится, фотограф – это давно уже не творческая профессия, чаще всего он - технический исполнитель чужой идеи. Поэтому сегодня вы не назовете 10-ку лучших фотографов, их имена известны только узкому кругу специалистов. Да и для каждого узкого круга – это своя 10-ка.

А вот произведение искусства будет востребовано всегда. Человек хочет жить в прекрасном мире и украшать его. Поэтому интерьерная фотография, например, останется. Каждый, как оказалось, видит мир по-своему и хочет этот свой особый взгляд продемонстрировать другим.

Своим студентам мы говорим всегда честно: «если ваша мечта – стать профессиональным свадебным или детским фотографом , вам придется потолкаться на рынке, таком же плотном, как и рынок других бытовых услуг, например, парикмахерских или туристических. И вы должны будете стараться быть лучшим из лучших, чтобы ваш клиент не ушел к конкуренту. И вам не охватить всего, придется специализироваться в узком сегменте. И придется покупать дорогую технику, вкладывать деньги, прежде, чем вы начнете хоть что-то зарабатывать.

Рекламный рынок сегодня готовы обслуживать сотни фотографов с минимальной стоимостью услуг и очень средним качеством. Поэтому, чтобы победить их, нужно стать лучшим в своей нише, воспитывать своего клиента, приучать его к высокому качеству и соответствующей оплате. Этому учим в старшем курсе только тех, кто серьезно настроен и мотивирован.

fotomaster 014

 

?Какие люди становятся студентами фотошкол? Чего они ожидают от фотошколы?

 К нам приходят разные люди. Можно разделить их на 3 категории.

Первая – это люди, которые не знают, чего хотят. Они хотят «лайки». Пробуют все подряд. Фотография – кажется им легким видом творчества, способом заработка или хотя бы привлечения внимания к себе. Им хватает базового курса – 3 месяцев, чтобы понять, хотят они заниматься этим или чем-то другим. Но и для них обучение в фотошколе – отличный способ узнать много нового, стать лучше себя прежнего.

Вторая – это преданные любители фотографии, которые осознанно приходят к более опытным мастерам, чтобы пообщаться в профессиональной среде и дополучить какие-то навыки, недостающие знания, систематизировать то, что им удалось узнать самостоятельно на просторах интернета. Часто родители, которые раньше увлекались пленочной фотографией, приводят своих детей к нашим «сенсеям».

И третья – это те, кто сознательно выбрал стать профессиональным фотографом. Им нужен настоящий эксперт-проводник, консультант и бизнес-тренер. Они задают правильные вопросы и готовы платить за быстрое и главное - эффективное обучение. Они рассматривают свое обучение как инвестицию в свое будущее. Таких студентов мы любим больше всего, холим и лелеим, всячески идем им навстречу и потом долго остаемся хорошими друзьями. Многие из них уезжают, некоторые открывают бизнес здесь. Мы им всегда помогаем. Если вы, например, хотите специализироваться в съемке ювелирных изделий, я найду вам мастера, который умеет это делать и готов вас этому обучить.

 

?Чего ожидает фотошкола от студентов?

 Я ожидаю, что ученики превзойдут своих учителей. Когда у них открываются выставки, когда они выигрывают конкурсы – это здорово, но когда они открывают свой фотографический бизнес – я радуюсь по-настоящему.

 

?Каковы отношения между фотошколами – вражда, конкуренция, дружба, борьба за студента?

 Фотошколы конечно конкурируют за студента, но с некоторыми школами мы дружим – школа Виктора Марущенко приходит в нашу студию на занятие по студийной фотографии, Рома Рвачев (фотошкола «Виват», бывший наш выпускник) иногда читает мастер-классы для наших студентов. Одни и те же преподаватели (Олег Малов, Александр Ктиторчук, Евгений Перепелица) могут прочитать свои лекции у меня и в КШФ или в КАМА. Конкуренция есть, но до открытой вражды никогда не доходило. Если 10 лет назад какая-то школа могла позволить себе скопировать наши программу или отзывы, то сейчас все наконец-то уже наработали свой контент.

Можно сказать, что на этом рынке предложение превышает спрос и студент сегодня может и должен выбирать СВОЕГО мастера – учиться у того, кому он доверяет как эксперту в той специализации, которую выбрал.

 

?Нужно ли фотошколам осваивать и предлагать новые технологии, или фотография остается фотографией?

 Фотография останется фотографией – отдельным видом искусства, которым интересно заниматься, и в котором можно развиваться всю жизнь. Можно издавать свои фотокниги, можно вести тревел-блог о своих путешествиях, можно делать интерьерную пейзажную или художественную фотографию, можно заниматься декоративным искусством   - все это будет востребовано. Но, как любое хобби, будет приносить удовольствие, но не финансовую независимость. Искусство – это красиво, и сегодня творчество доступно всем. Развитие технологий освободило нам время для творчества. И оказалось, что творить – одна из базовых потребностей современного человека.

Если же вы выбираете профессиональную коммерческую фотографию, то здесь технология быстро развивается. Многие фотографы сейчас переходят в видео (здесь больше платят, потому что технология создания профессионального видеоконтента пока еще сложна и недоступна большинству, в отличие от фотографии). В ближайшее время нас ждет огромное количество школ и курсов по созданию видео.

Кстати, помните технологию слайд-фильмов, давно забытую? Я думаю, сейчас к ней вернемся. Ведь интереснее посмотреть 3-х минутный музыкальный слайдфильм о свадьбе, чем пересматривать 600-800 фотографий. Это касается и тревел-фотографии и съемки ивентов.

 

 

?В чем видят успешность твои студенты? Деньги, выставки, классные фоточки в личном альбоме? Есть ли ситуация, когда человек приходит с мыслью «Вот я сейчас полгодика поучусь и стану мегакрутым свадебным (рекламным, семейным.. ..) фотографом и буду загребать деньги?».

 Успешность сегодня – это не выставки, а количество подписчиков в инстаграм.

Мегакрутые фотографы (Саша Самсонова, Соня Плакидюк, Саша Маслов и прочие новые имена) чаще всего самоучки, начинали, как не удивительно, с пленки и дешевого фотоаппарата. Их школа – это контент, насмотренность. Они умело копировали, прежде чем начали создавать что-то свое. А потом случайно встретили правильного человека в правильный момент своей жизни и оказались в правильном журнале, а затем и в правильном списке «Топ-10».

Мы о «мегакрутых» фотографах еще поговорим отдельно. У меня их целый список. И все они никому не были известны 5 лет назад. И, наверное, через 5 лет о них никто не вспомнит, но сейчас такое быстрое время «лайков».

За полгодика освоить ремесло можно, но до уровня мастерства все-таки придется сделать свои 10 000 попыток. Поэтому быстро не получится. И лучше всего, если ты эти полгода проведешь подмастерьем у мастера.

Что же касается денег, их количество не зависит от профессионализма и качества картинки. Оно зависит сегодня только от личных связей и круга общения. Помните – оказаться в нужное время в нужном месте. Быть мастером или экспертом тут не обязательно, но ремесло конечно нужно знать.

Школа дает инструменты и возможность быстро и без «воды» научиться нужным вещам у хороших учителей. И конечно расширяет общий кругозор и углубляет ваш культурный уровень. На наших лекциях вы услышите имена не только фотографов, но и художников, философов, писателей, режиссеров на которые стоит обратить внимание, о которых стоит знать. К сожалению, среди 3000 киевских профессиональных фотографов (примерно столько знает google и профессиональное сообщество в фб) вы мало встретите интересных, глубоких, начитанных и хорошо образованных людей.

 

?Есть ли студенты, которыми ты реально гордишься, для которых школа стала полноценным стартом?

 Да, конечно – каждый из них может подтвердить, что именно «Фотомастер» стал для них тем самым «Началом» – Лиля Недоля, Реза Голестани, Саша Кисиль, Валя Жукова, Наташа Авдеюк, Саша Ширипа, Вальдемар Горлушко, Юля Савенко, Сергей Чернов, Ева Бардаева, Юра Братусь, Андрей Палухин, Виталий Гулин, Таня Мельникова, Дима Герасименюк, Тарас Сеньчук, Рома Рвачев, Ксения Денисенко – у них у всех свой успешный бизнес не только в Киеве, есть те, кто уехали (они все есть в разделе «выпускники») на нашем сайте и этот раздел все время пополняется.

Все они окончили курс «Фотомастер. Профессиональная специализация». Это – старший курс в фотошколе. На него можно поступить только пройдя базовые курсы в нашей фотошколе или по конкурсу, если вы самоучка или учились где-то в другом месте.

Вне конкурса мы в этот курс берем только выпускников КШФ.

fotomaster 003

 

?Что уникальное может дать фотошкола, по сравнению с немногочисленным государственным образованием.

 Вы бы дали работу фотографу, который принес вам диплом университета? Скорее всего вы попросите портфолио (опыт выполненных проектов) и рекомендации клиентов.

Поэтому фотошкола сегодня лучше, чем ВУЗ.

Профильные факультеты в вузах по-прежнему имеют очень слабую техническую и базу, а их студенты зачастую мотивированы только получением «корочки» о высшем образовании. Во всей системе высшего образования царит «занепад», к сожалению чему-то стоящему научиться там трудно. Но можно потратить деньги родителей и самое дорогое – свое время.

Спрос на хорошее образование в творческих специальностях большой, поэтому и растут разные частные проекты школ и курсов, есть даже академии. У КАМА, Projector, Birdinflight хорошая техническая база и преподавательский состав набран из «играющих тренеров».  Хорошо, когда преподаватели разбираются во всех новых технологиях и говорят со студентами на одном языке. В этом залог успеха. У них, кстати, появились длинные курсы – до 2-х лет, потому что обучение профессии за 1-2 месяца – это обман, а вот повышение квалификации короткими курсами или мастер-классами – сейчас тренд.

В нашей школе вы будете обучаться поэтапно 1 год. И в течение этого времени обучения вы одновременно наработаете портфолио в разных проектах.

И еще уникальность нашей школы - в индивидуальном подходе. Этот подход коммерчески не выгоден, но тенденция к персональному обучению (репетиторству) очень заметна. Фактически – это эксклюзив по цене масс-маркета сегодня. Такая ситуация не продлится долго, так что пользуйтесь возможностью и учитесь у лучших.

У нас очень много индивидуальных программ сейчас.

Что же касается культурного контекста, который всегда являлся основой любого гуманитарного и вообще любого высшего образования, к нему теперь открыт доступ, благодаря сети – смотрите шедевры, читайте литературу, ходите в музеи, на выставки, слушайте лекции. Все доступно. Вуз для этого вам не нужен. Не тратьте время.

Главное – найдите своих экспертов, которым можно доверять.

Если говорить о нетворкинге, в вузе его тоже не получите, там нет никакой профессиональной среды и ваши однокурсники не станут заказчиками ваших услуг в будущем или поклонниками вашего творчества. В лучшем случае – конкурентами и то, вряд ли.

В фотошколе вы скорее найдете единомышленников, которым сможете доверять, делиться заказами, одалживать технику и устраивать совместные проекты. Очень многие наши выпускники, познакомившись в курсе, за 6 месяцев становятся настоящими друзьями и бизнес-партнерами.

Ну и фотошкола – это пока намного дешевле, чем ВУЗ.

И напоследок надо сказать, что учеба в фотошколе – это гораздо лучше, чем ничего. Учиться чему-то новому полезно, учиться фотографии можно в любом возрасте, начинать мы рекомендуем с 12-13 лет и это хобби и занятие на всю жизнь. Поэтому, если у вас еще нет фотоаппарата, берите его у своих друзей и приходите. Будем вам рады и научим всему, что умеем сами.

 

e-max.it: your social media marketing partner