Подробнее...статья к выставке "Италия 1946-2006. От реконструкции к миллениуму"

 Уолтер Лива

преподаватель, издатель, куратор Центра исследования и архивирования фотографии (CRAF)

В «Философских исследованиях» (опубликованных посмертно в 1953 г.), Людвиг Виттгенштейн показал, что для общения на том или ином языке определяющим фактором является многообразие употребления слов в рамках изменяющегося контекста и что вследствие этого, единственность интерпретации сменяется множественностью.

Вальтер Беньямин

 

Туман, окутывающий истоки фотографии, все же не такой густой, как тот, что скрывает начало книгопечатания; более ясно проявляется в этом случае, что в момент, когда пробил час открытия, это почувствовало сразу несколько человек; независимо друг от друга они стремились к одной цели: сохранить изображения, получаемые в camera obscura, известные по крайней мере со времени Леонардо.

В. Беньямин..

Становление искусств и практическая фиксация их видов происходили в эпоху, существенно отличавшуюся от нашей, и осуществлялись людьми, чья власть над вещами была незначительна в сравнении с той, которой обладаем мы. Однако удивительный рост наших технических возможностей, приобретенные ими гибкость и точность позволяют утверждать, что в скором будущем в древней индустрии прекрасного произойдут глубочайшие изменения.

Однажды, довольно давно, мне попала в руки фотография самого младшего брата Наполеона, Жерома, сделанная в 1852 году. Я сказал себе тогда с изумлением, которое с годами отнюдь не ста ло меньше: "Я смотрю в глаза тому, кто видел самого Императора".

Рудольф АРНХЕЙМ.
Новые очерки по психологии искусства.
М., Прометей. 1994

С самого начала подчеркнем, что есть большая разница между изучением природы таких традиционных визуальных искусств, как живопись и скульптура, и анализом фотографии. Так, произведения визуальных искусств довольно просто освободить от внешнего контекста. Достаточно снять со стен картины, закрыть музеи и художественные галереи, стащить с пьедесталов статуи государственных и общественных деятелей, и задачу можно считать почти решенной. Вряд ли после всего этого мир будет выглядеть совершенно иначе, да многие вообще не заметят, что что-то случилось. Попробуйте, однако, освободить от мира, который она обслуживает, фотографию. Что тогда произошло бы с журналами и газетами? А с объявлениями, афишами, упаковкой разных товаров, с паспортами, семейными альбомами, словарями, каталогами? Это было бы чистейшей воды варварство, настоящий грабеж!

М. М. Гурьева

Работа представлена кафедрой прикладной и теоретической культурологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель – доктор философских наук, профессор Б. Г. Соколов

Статья посвящена изучению проблем истории фотографии, выявлению их причин и возможных путей их решения. Анализ истории фотографии, целью которого является переосмысление роли фотографии в современных культурных процессах, приводит к необходимости исследования истории методологии изучения фотографии. В статье рассматриваются основные подходы к написанию истории фотографии в XIX–XXI вв., определяются главные проблемы в изложении истории фотографии, требующие переосмысления области и направления истории фотографии.

Подробнее...Ролан БАРТ
Реферативный перевод знаменитого эссе о природе фотографии

 

"Светлая камера" литературного критика -- последняя книга известного французского литературоведа Ролана Барта, одного из виднейших представителей структуралистского направления в гуманитарных науках. Однако, оставаясь профессиональным филологом, Барт никогда не ограничивал сферы своих интересов только одной литературой. Он прошел через увлечение театром, обращался в своих работах к таким темам как мода, одежда, еда, структура города и вот, наконец, фотография. Это разнообразие интересов вполне гармонично сочеталось с преимущественно филологической направленностью творчества Барта, поскольку он, как и другие структуралисты, рассматривал различные сферы культуры как знаково-символические системы, как своего рода "словесность" или "письмо". В таком ключе создавались такие нелитературоведческие работы как "Система моды" или "Империя знаков", посвященная особенностям японской культуры.

Подробнее... Рудольф АРНХЕЙМ.
Новые очерки по психологии искусства.
М., Прометей. 1994

Когда теоретик, придерживающийся одинаковых со мной убеждений, приступает к изучению фотографии, его больше интересуют характерные особенности фотографии как средства выражения, нежели конкретная работа какого-либо мастера. Он хочет узнать, какие человеческие запросы обслуживает данный тип образного представления и какие свойства позволяют фотографии решить свою задачу. Для своих целей исследователь рассматривает данное средство как находящееся в режиме наибольшего благоприятствования. То, что фотография обещает, волнует его куда больше, чем регистрация всех ее реальных достижений, что, в свою очередь, заставляет его быть оптимистичным и терпимым, как в ситуации с детьми, получающими кредит в счет своего будущего. Анализ этой стороны искусства требует совершенно иного темперамента, чем изучение того, как им пользуются люди. Учитывая плачевное состояние нашей цивилизации, последнее занятие часто оставляет гнетущее впечатление.