В последние годы многие любители фотографии все чаще проявляют интерес к пиктореализму как эстетическому явлению рубежа ХIХ и ХХ веков. Появились сообщества, целью которых является, если не воссоздать пикториальную фотографию в чистом виде, то хотя бы соответственно стилизовать свои снимки. Даже некоторые производители продвинутых смартфонов предлагают встроенные фильтры обработки изображений, которые способны достаточно убедительно имитировать интересующую нас эстетику.

 

pictorialism iphoneography.comIphoneografias 1024x765iphoneography.com

 

Естественно, что у последователей современного пикториализма часто возникают споры, какую карточку считать пикториальной, а какую нет.  

Совершенно невозможно понять  суть данного явления, ограничиваясь простыми объективными характеристиками, связанными с технологией печати или особенностями применяемой оптики. Пиктореализм – понятие не технологическое, а скорее субъективное с одной стороны и историческое с другой. Поэтому, достаточно сложно дать лаконичное и однозначное определение.

Исторический контекст

Всю вторую половину XXI века фотография, несмотря на свою популярность, не считалась искусством. Официально первый пикториалист Генри Пинч Робинсон создает свои фото-произведения с желанием приблизиться по «красоте» к классической живописи. Он был убежден в том, что фотография имеет право называться искусством. И он приложил достаточно много усилий, отстаивая это право.

Творческий метод Робинсона был достаточно формален, он конструирует изображение из заранее подготовленных фрагментов композиции, так как строят свои композиции живописцы на основе предварительных этюдов. В 1857 году он демонстрирует работу под названием «Увядание», изображающую безнадежно больную девушку в окружении своих близких.

 

Henry Peach Fading Away 1858 smГенри Робинсон

 

Произведение было воспринято неоднозначно. Критика того времени, в основном, заключалась в «неэтичности вмешательства в личную жизнь».  И это не смотря на то, что в живописи представленный сюжет был весьма популярен, а работа Робинсона была, от начала и до конца, постановочной. Для приверженцев художественной фотографии серьезным испытанием стало столкновение с основным свойством фотоизображения – документальностью. В восприятии зрителя фото, даже после серьезного вмешательства в содержание снимка на стадии печати, как в данном примере, было слишком конкретным и слишком достоверным, что бы считаться искусством. А само искусство ассоциировалось не только с идеальными образами, порожденными фантазией художника, но и с «рукотворностью» живописного полотна или рисунка. «Автоматичность» фотоизображения опускало последнее в глазах обывателя до уровня научно-популярного развлечения.

Для решения проблемы «документальности» и ухода от «фотографичности» в сторону «живописности», мастера светописи пытались достичь определенной обобщенности образа. Фотографы стали активно экспериментировать с мягко-рисующей оптикой и специальными фильтрами для смягчения изображения. Кроме того велись поиски альтернативных методов фотопечати, предполагающих более высокую степень ручного вмешательства в процесс формирования изображения, делая каждый отпечаток по своему уникальным. Очень часто первый отпечаток делался лишь для того, что бы подвергнуться ретуши и авторским доработкам. При этом могли применяться вполне художественные технологии. Затем  полученный результат возвращался в лоно фотографии повторной пересъемкой. За счет различных  многократных манипуляций  фотоизображение увеличивало дистанцию  с породившей ее реальностью.

 

P Н. Петров         

 

800px Demachy Toucques ValleyDemachy Behind the Scenes Robert Demachy

 

Кроме того, что бы сделать свои произведения более похожими на живопись, мастера того времени активно заимствовали у традиционного искусства выбор сюжета, построение композиции, тональные и колористические решения.  Это не было прямым подражанием конкретным произведениям, это была стилизация под популярные в то время живописные течения, например символизм или импрессионизм.

 

6a00df351e888f88340167687165a5970b 800wisV GsQ9u5NoГенрих Кюн

Ann Brigman 30Энни Бригман

 

Сам термин пикориализм на протяжении истории не имел строго определенного значения. В конце XIXвека под пикториальной часто подразумевалась то, что мы сейчас называем художественной фотографией. Просто на рубеже веков набор ее выразительных средств был весьма узок и полностью заимствован у традиционного искусства. Это был этап, на котором фотография должна была попытаться стать живописью. Хотя бы для того, что бы понять, что она не живопись, а нечто большее, чем живопись. Но это уже другая история.

Олег Малов

 

 

e-max.it: your social media marketing partner