DSC9435-2

Чем больше я занимаюсь теорией композиции, тем больше убеждаюсь в том, что это одновременно очень сложная и вместе с тем очень простая штука. Сложность заключается в том, что мы имеем дело с системой взаимосвязанных внутри рамки изображения визуальных элементов, каждый из которых при восприятии обладает определенными свойствами. Изменение одного из элементов изображения ведет к изменению всей композиции в целом. Имея систему с таким количеством переменных, на выходе мы имеем практически бесконечное число вариантов.

Любые попытки систематизировать эту «бесконечность» наталкиваются на целый ряд проблем. Сведение теории композиции к набору правил и закономерностей из 10 или даже100 пунктов, на мой взгляд, полнейшая профанация. Все советы, которые мне попадались, так или иначе, противоречат друг другу. Любое «правило» - лишь частный случай из всего многообразия возможностей, и слепое следование таким правилам приведет к шаблонности композиционных решений.

 

 DSC5479 DSC1299 DSC6503

С другой стороны есть очень простой выход из этой ситуации. Фокус заключается в манипуляции вашим вниманием, которое вы должны вывести из «разговорной» части вашего мышления и переключить на «визуальную».

Вот, например, видите вы в лесу белку, поднимаете камеру и проговариваете внутри себя: «сейчас я сфотографирую белку». В результате вы получите стотысячпятисотое изображение белки, которое рассматривать с точки зрения композиции совершенно не интересно.

И вот вы снова в такой же ситуации. Но теперь попробуйте думать так: «вот этот объект сложного серо-рыжего цвета я помещу в правой части горизонтального кадра, фон которого представляет сложную смесь пятен различных зеленых оттенков(листва) со вкраплениями темных вертикальных размытых линий (стволы деревьев), повторяющихся в определенном ритме, а в левой части, в противовес главному объекту (белке) будет небольшой по размеру акцентик в виде ярко-желтог пятна (куртка случайного прохожего).

При таком подходе мы в любом случае говорим о композиции. Она может быть не совсем выстроенной, включающей какие-то ошибки, визуальный мусор. Но это уже композиция и ее можно обсуждать.

 DSC9396 DSC9656 DSC9425

Если вы хотите делать интересные снимки, не пытайтесь применять к ним стандартные правила. Просто не забывайте о том, что все, что попадает в ваш кадр – элементы композиции. Каждый из них влияет на восприятие вашего изображения зрителем. Если сумеете подчеркнуть главное, подчинить ему второстепенное и увести из кадра лишнее, у вас получится хорошая композиция.

Научиться этому не сложно. Вы ведь все равно смотрите фотографии известных мастеров. Попробуйте смотреть на них не как на «очень классное изображение классной белки», а анализировать с формальной точи зрения, где, что, как и зачем размещено в снимке, и как это влияет на ваше восприятие.

Конечно, есть еще много различных нюансов, но о них говорить в рамках небольшой статьи сложно. Так что, до новых встреч http://www.fotomaster.info/news/182-oleg-malov-workshop.

Олег МАЛОВ

фото автора

 

e-max.it: your social media marketing partner