spot1На сеголняшний день знание экспонометрии, в связи с полной автоматизацией процесса съемки стало менее актуальным. Но при необходимости, в экстремальных световых условиях, знание ее основ не помешает. Попробую рассказать все простыми словами.

 Любой объект при фотографировании обладает таким свойством, как яркость. Яркость же в свою очередь зависит от двух параметров: количества света, падающего на объект и коеффициента отражения его поверхности.

Измеряют яркость в экспозиционных числах EV 0 EV - такая освещённость которая даёт номинальную экспозицию при 1 секунде, диафрагме 1 и ISO 100. Шкала яркости имеет логарифмическую зависимость, соответственно ее изменение на единицу соответствует изменению количества света в два раза. Ступени изменения выдержки и диаырагмы тоже соответствуют этим числам и изменение яркости на 1 EV приводит к изменению либо выдержки либо диафрагмы на одну ступень.

Для экспонометрических измерений применяют серую шкалу из двенадцати полей, яркость которых изменяется тоже на 1EV. Усредненный коеффициент отражения шкалы 0,18. Это соответствует понятию среднесерого поля, которое принято за эталон для работы экспонометров, как внешних так и встроенных в камеру. Такй же коеффициент с небольшими отклонениями имеет кожа белого человека. Именно поэтому экспозицию часто замеряют по лицу.

Фотографическая широта светочуствительного материала или матрицы - это тот диапазон яркостей, который теоретически возможно отобразить в снимке. Как правило это 10-12 ступеней. Если разброс яркости объектов в снимаемой сцене больше этой широты, то неизбежны потери информации либо в светлых учасках изображения либо в темных.

Для осуществления правильного замера экспозиции необходимо в снимаемой зоне разместить картонку, соответствующую стандартному среднесерму полю и замер экспонометром проводить по нему. Либо навести на нее объектив фотокамеры так, что бы она заняла почти весь кадр. Сохранить результаты такого замера можно с помощью кнопки AE-lock, которая есть в проффессиональных и большинстве полупроффессиональных камер.

Экспокоррекция нужна, когда в снимаемой сцене преобладают большие плоскости, яркость которых значительно отличается от среднесерого эталона. Эсли много светлых объектов, то коррекцию нужно делать в плюс, а при обилии темных - в минус. Например: при съемке тонкого рисунка на белой бумаге, кеффициент отражения которой 0,8-0,9 EV необходимо ввести поправку в работу экспонометра +1,5-2.

С опытом вы поймете какую поправку необходимо вводить в различных снимаемых сценах. Иногда можно сделать 2-3 технических дубля с разной экспозицией. При сожных условиях освещенности можно переходить на съемку в формате RAW, который позволяет производить коррекцию уже отснятых кадров в пределах от +2 до -1 EV.

e-max.it: your social media marketing partner