spot1На сеголняшний день знание экспонометрии, в связи с полной автоматизацией процесса съемки стало менее актуальным. Но при необходимости, в экстремальных световых условиях, а так же при некоторых технических видах съемки, знание ее основ никому не помешает. Попробую рассказать все простыми словами.

Любой объект при фотографировании обладает таким свойством, как яркость. Яркость же в свою очередь зависит от двух параметров: количества света, падающего на объект и коеффициента отражения его поверхности.

Измеряют яркость в экспозиционных числах EV 0 EV - такая освещённость которая даёт номинальную экспозицию при 1 секунде, диафрагме 1 и ISO 100. Шкала яркости имеет логарифмическую зависимость, соответственно ее изменение на единицу соответствует изменению количества света в два раза. Ступени изменения выдержки и диафрагмы тоже соответствуют этим числам и изменение яркости на 1 EV приводит к изменению либо выдержки либо диафрагмы на одну ступень.

Для экспонометрических измерений применяют серое поле с коефициентом отражения 0,18 (Современный стандарт ANSI составляет около 0,13)  или серую шкалу из двенадцати полей, яркость которых изменяется на 0,5EV начиная от белого поля (0,8-0,85).  Усредненный коеффициент отражения такой шкалы так же составляет 0,18. Такй же коеффициент с небольшими отклонениями имеет кожа белого человека. Именно поэтому экспозицию часто замеряют по лицу.

Фотографическая широта светочуствительного материала или матрицы - это тот диапазон яркостей, который теоретически возможно отобразить в снимке. Как правило это 8-10 ступеней. Если разброс яркости объектов в снимаемой сцене больше этой широты, то неизбежны потери информации либо в светлых учасках изображения либо в темных.

Для осуществления правильного замера экспозиции необходимо в снимаемой зоне разместить серое поле и замер экспонометром проводить по нему. Либо навести на нее объектив фотокамеры так, что бы оно заняло почти весь кадр. Сохранить результаты такого замера можно с помощью кнопки AE-lock, которая есть в проффессиональных и большинстве полупроффессиональных камер.

Экспокоррекция нужна, когда вы снимаете в каком-либо автоматическом режиме, а в снимаемой сцене преобладают большие плоскости, яркость которых значительно отличается от среднесерого эталона. Эсли много светлых объектов, то коррекцию нужно делать в плюс, а при обилии темных - в минус. Например: при съемке тонкого рисунка на белой бумаге, кеффициент отражения которой 0,8-0,9 EV необходимо ввести поправку в работу экспонометра +1,5-2.

С опытом вы поймете какую поправку необходимо вводить в различных снимаемых сценах. Иногда можно сделать 2-3 технических дубля с разной экспозицией. При сожных условиях освещенности желательно переходить на съемку в формате RAW, который позволяет без особых потерь качества производить коррекцию уже отснятых кадров в пределах от +2 до -1 EV.

e-max.it: your social media marketing partner