koburn009Если родиной нефигуративного искусства можно считать Россию, а его отцом Василия Кандинского, то абстракционизм в фотографии зародился далеко за океаном, а ее основоположником можно смело назвать американского и британского фотографа Элвина Ленгтона Коберна (Alvin Langdon Coburn).

 Еще будучи совсем молодым фотографом Коберн вступает в организованную Альфредом Стиглицем нью-йоркскую группу «Фото-сецессион», проповедовавшую идеи пикториализма в фотографии. В этот период он много снимает городские и сельские пейзажи а так же создает серию великолепных портретов выдающихся личностей того времени, таких как Бернард Шоу, Роден и Честертон.

В 1912 году он со своей молодой супругой переезжает в Британию, но при этом продолжает тесное сотрудничество со своими американскими коллегами. Более двадцати раз он пересекает океан, принимая активное учасие в жизни издания Camera Work и галереи 291, принадлежавших Альфреду Стиглицу.

koburn008В британии, благодаря своему другу Эзру Паунду, он сближается с художниками одного из самых радикальных направлений европейского модернистского искусства, вортицистами. Под их влиянием он полностью пересматривает свои эстетические предпочтения и создает специальное устройство, сродни калейдоскопу, которое крепилось к объективу и до неузнаваемости искажало и трансформировало реальность.

Свое изобретение он называет «Вортоскоп», а полученные с его помощью изображения – вортографией. В течении месяца он создает около 18 изображений, которые он обнародовал в 1917 году в Лондонском Camera Club а затем в нью-йоркской галерее 291. Альфред Стиглиц не очень одобрял такие радикальные изменения в творчестве Коберна, но все же большую часть из них опубликовал в своем журнале Camera Work.

koburn001koburn003koburn004koburn006koburn005

Олег Малов

e-max.it: your social media marketing partner