Подробнее...статья к выставке "Италия 1946-2006. От реконструкции к миллениуму"

 Уолтер Лива

преподаватель, издатель, куратор Центра исследования и архивирования фотографии (CRAF)

В «Философских исследованиях» (опубликованных посмертно в 1953 г.), Людвиг Виттгенштейн показал, что для общения на том или ином языке определяющим фактором является многообразие употребления слов в рамках изменяющегося контекста и что вследствие этого, единственность интерпретации сменяется множественностью.

Вальтер Беньямин

 

Туман, окутывающий истоки фотографии, все же не такой густой, как тот, что скрывает начало книгопечатания; более ясно проявляется в этом случае, что в момент, когда пробил час открытия, это почувствовало сразу несколько человек; независимо друг от друга они стремились к одной цели: сохранить изображения, получаемые в camera obscura, известные по крайней мере со времени Леонардо.

В. Беньямин..

Становление искусств и практическая фиксация их видов происходили в эпоху, существенно отличавшуюся от нашей, и осуществлялись людьми, чья власть над вещами была незначительна в сравнении с той, которой обладаем мы. Однако удивительный рост наших технических возможностей, приобретенные ими гибкость и точность позволяют утверждать, что в скором будущем в древней индустрии прекрасного произойдут глубочайшие изменения.

Рудольф АРНХЕЙМ.
Новые очерки по психологии искусства.
М., Прометей. 1994

С самого начала подчеркнем, что есть большая разница между изучением природы таких традиционных визуальных искусств, как живопись и скульптура, и анализом фотографии. Так, произведения визуальных искусств довольно просто освободить от внешнего контекста. Достаточно снять со стен картины, закрыть музеи и художественные галереи, стащить с пьедесталов статуи государственных и общественных деятелей, и задачу можно считать почти решенной. Вряд ли после всего этого мир будет выглядеть совершенно иначе, да многие вообще не заметят, что что-то случилось. Попробуйте, однако, освободить от мира, который она обслуживает, фотографию. Что тогда произошло бы с журналами и газетами? А с объявлениями, афишами, упаковкой разных товаров, с паспортами, семейными альбомами, словарями, каталогами? Это было бы чистейшей воды варварство, настоящий грабеж!

Однажды, довольно давно, мне попала в руки фотография самого младшего брата Наполеона, Жерома, сделанная в 1852 году. Я сказал себе тогда с изумлением, которое с годами отнюдь не ста ло меньше: "Я смотрю в глаза тому, кто видел самого Императора".

М. М. Гурьева

Работа представлена кафедрой прикладной и теоретической культурологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель – доктор философских наук, профессор Б. Г. Соколов

Статья посвящена изучению проблем истории фотографии, выявлению их причин и возможных путей их решения. Анализ истории фотографии, целью которого является переосмысление роли фотографии в современных культурных процессах, приводит к необходимости исследования истории методологии изучения фотографии. В статье рассматриваются основные подходы к написанию истории фотографии в XIX–XXI вв., определяются главные проблемы в изложении истории фотографии, требующие переосмысления области и направления истории фотографии.